Профстандарт педагога

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение - детский сад с.Баскатовка Марксовского района Саратовской области

Профстандарт педагога

 

Профессиональный стандарт педагога: что надо знать?

1. В чем смысл профстандартов и в чем их отличие от квалификационных требований, указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике?

 Понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт» определены в ст. 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь, профессиональные стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Такое определение дает ч.2 ст.195.1 Трудового кодекса. Это новое понятие, внесенное в Трудовой кодекс только в конце 2012 года. Необходимость введения профстандартов была обусловлена тем, что характеристики должностей, содержащиеся в Единых квалификационных справочниках, не соответствовали современной ситуации на рынке труда. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер. В нем используются более современные конструкции в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эти особенности профессиональных стандартов делают их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. И при этом они опираются не на образовательные программы, а на реальный опыт трудовой деятельности соответствующих специалистов. То есть получается, что профстандарт стоит ближе к реальности.

Ранее в законодательстве отсутствовало понятие профессионального стандарта, и это затрудняло разработку и реализацию профессиональных стандартов на практике. Ориентируясь на установленные требования, работодатель сможет формировать кадровую политику, проводить обучение и аттестацию персонала, присваивать тарифные разряды, устанавливать систему оплаты труда и т.д.

 2. Тогда что же такое профессиональный стандарт педагога?

Профессиональный стандарт педагога - это документ, в котором указано, что должен уметь, знать и применять в работе педагог.

3. Это один стандарт на всех работников образования? Например, профессиональный стандарт педагог-воспитатель-учитель?

Нет, это разные профстандарты - они максимально ориентированы на конкретную трудовую функцию.

4. Зачем нужны профстандарты?

Сейчас требования к квалификациям представлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Несмотря на то что ЕКСД работников образования был утвержден в 2010 году, он уже устарел, в том числе в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Профстандарты в образовании, в отличие от ЕКСД, содержат системное описание трудовых функций и являются приоритетным документом для формирования кадровой политики. Они отражают трудовые функции педагога и уровень квалификации (квалификационные требования к учителю).

5. Когда профессиональные стандарты в образовании вступают в силу?

Сейчас уже действуют 5 профессиональных стандартов в образовании. Несмотря на заявления Минобрнауки и Минтруда о возможном переносе сроков, введение профстандарта в действие произошло 1 января 2017 года. Приказы о переносе профстандартов не прошли регистрацию в Минюсте, соответственно, не имеют силы.

Также сейчас разрабатываются профстандарты для педагогов-библиотекарей, педагогов-дефектологов и руководителей образовательных организаций любых уровней, которые уже прошли общественное обсуждение и, скорее всего, будут внедрены в 2018–2019 гг.

6. Где можно найти актуальный текст профстандарта педагога?

В реестре http://profstandart.rosmintrud.ru/reestr-professionalnyh-standartov  профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также на официальных сайтах Минтруда и Минюста:

- профстандарт педагога дошкольного образования, профстандарт воспитателя, профстандарт учителя - это все стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) - приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н;

- профстандарт педагог-психолог (психолог в сфере образования) - приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н;

- профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 613н;

- профстандарт педагога профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования - приказ Минтруда России от 08.09.2015 N 608н;

- специалист в области воспитания - приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н.

Профстандарты утверждает Минтруд России. Затем они проходят обязательную регистрацию в Минюсте России. Все профессиональные стандарты размещены в специальном реестре, который ведет Минтруд России (profstandart.rosmintrud.ru/reestrprofessionalnyh-standartov). Часть деятельности, которая раньше фиксировалась в положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями, как работа с одарёнными и девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ-навыками. Крайне важным стало непрерывное профессиональное развитие педагога.

7. Как повлияют профстандарты на работу учебных заведений?

Требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся в образовательных стандартах, а также конкретные программы профессионального обучения предполагается формировать на основе соответствующих профстандартов (сейчас закон предусматривает необходимость учитывать положения соответствующих профстандартов при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования).

Изменяются обязанности работодателя. В частности, должны быть изменены локальные нормативные акты:

- положение об обучении, созданы должностные инструкции с учетом профстандартов, трудовые договоры, положение о премировании (в связи с изменением трудовых функций педагога, появлением у него среди обязательных функций тех, за которые ранее предполагались стимулирующие выплаты);

- штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагоговпредметников).

Также местные органы образования должны внести изменения в Положение об аттестации педагогических работников (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов).

 К 1 января 2020 года в каждом учебном заведении надо реализовать все необходимые мероприятия, в том числе обучить кадровый состав и внести изменения в локальные нормативные акты.

8. Как теперь будет проходить аттестация педагогических работников?

По новому ФЗ проверять, насколько соискатель соответствует положениям профстандарта, поможет независимая оценка квалификации. Она проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций. Пока конкретики нет, скорее всего, оценка квалификации учителя не будет проводиться до конца переходного периода (т.е. до конца 2019 года).

9. Как понять, соответствует ли педагог профстандарту?

Многие педагогические работники получали образование давно, без учёта современных педагогических методик и навыков, которые требуют ФГОС и профстандарт педагога. Мы живём в меняющемся мире, поэтому профстандарт указывает необходимым дополнительное профессиональное образование педагогических работников не реже одного раза в три года.

 Главное - если Вы:

- не проходили курсы повышения квалификации по работе с одарёнными, иноязычными и девиантными детьми; 

- не проходили курсы по работе в инклюзивном классе, где наряду с «обычными» детьми учатся и те, у кого есть особые потребности, включая ОВЗ;

- не умеете взаимодействовать с психологами, дефектологами и соцработниками и не имеете таких знаний;

- не дружите с современными информационными технологиями,

то Вы, скорее всего, не соответствуете требованиям профстандарта, и Вам необходимо пройти соответствующее обучение.

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»